7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад №20 города Кызыла Республики Тыва"

Конституция для дошкольников

Конституция для дошкольников. 

Конспект мероприятия, посвященного 20-летию Конституции России.

 Цель: познакомить воспитанников с основными положениями Конституции.

Словарная работа: Конституция, законы, права, обязанности, государственные символы.

Задачи:

  воспитательные: воспитание любви, уважения и гордости к Родине, государственным символам, привитие начальных правовых знаний, формирование правовой культуры;

 развивающие: развитие пространственных знаний, умений и навыков, развитие диалогической речи, внимания, логики;

 познавательные: добиться усвоения сущности Конституции, формирование знаний о государственной символике Российской Федерации, важнейших (базовых) правах и обязанностях гражданина.

План:

  1. Дошкольникам о Конституции.
  2. Государственная символика России.
  3. Права и обязанности граждан РФ.

 

 

 1.     Звучит гимн. После гимна дети садятся за столы.

Воспитатель: У нас сегодня необычный день – сегодня наша Родина отмечает большой государственный праздник.12 декабря  — 20-ая годовщина со дня принятия нашей Конституции.

Прежде чем перейти к основным вопросам Конституции, давайте послушаем стихи.  Постарайтесь понять, осмыслить, о чём эти стихи, что вдохновило поэта.

  

«В долине истока великой реки

Есть маленький город – столица Тувы

Свои там заботы, своё ремесло

И мудрый народ населяет его

Там вольные земли, где сеют зерно

В бескрайних степях золотое руно

Там хомус играет, поют каргыраа

«Звенящая нежность» пленяет сердца

Меня вдохновил необъятный простор

И запахи кедра в любимом краю

Наполнили силою душу мою».

 Воспитатель показывает на карте г. Кызыл, территорию Республики Тыва.

Воспитатель: Малая Родина – это место, где человек родился. «Птица любит гнездо, человек место, где родился» — это тувинская пословица выражает неразрывность человека с родимой стороной. С этого места, с малой родины, начинается любовь к большой Родине.

Стихи о Туве (ребёнок):

«Торээн Тывам – алдын черим

Чырык хунум херели сен

Чылыг, эргим кузелим сен

Толун менээ чоргаар ужар

Чалгын – кушту тыпсып берген

Чалыы байлак ораным сен».

Нашей Родиной является Российская Федерация (показ карты). Наша Республика является составной частью РФ, её регионом, субъектом. Иногда мы её называем Отечеством потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды.

         «Родиной мы её зовем потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она нас вскормила своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает от всяких врагов. Много есть, кроме России, всяких хороших городов и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина» (из произведения К. Ушинского «Наше Отечество»).

 

Воспитатель раздает детям Конституции Российской Федерации.

 Воспитатель: Сегодня вы впервые в жизни берёте в руки этот документ.

Запомните ребята, Конституция – это основной, главный закон страны, государственный документ. Вы его откройте, пролистайте его. Пока мы читать не умеем, но считаем хорошо и буквы многие в тексте мы узнаем. Он состоит из введения, разделов, которые делятся на статьи. Конституция – это государственный документ, обязательный для всех: для учителя, милиционера, врача, министра, даже президент не имеет права нарушать Конституцию. О нем сложены стихи (рассказывают дети):

«Уж много лет назад

Как нам люди говорят

Был в стране придуман Он –

Конституции закон,

И с тех пор за годом год

Его чествует народ

С конституцией дружить –

Значит по закону жить

И работать, и учиться

И общаться, и жениться!»

Итак, Конституция – это основной закон, главный документ государства.

2.     Государственная символика России.

 Воспитатель: Сегодняшнее наш праздник  начался необычно.

Вы заметили, что начали мы его под звуки государственного гимна нашей страны. Гимн – это торжественная песнь Родины. Он прославляет народ и страну. Когда люди поют гимн, они дают клятву любить свою страну, трудиться для общего счастья. Гимн поют стоя, в знак особого уважения при звучании гимна мальчики и мужчины должны снять головные уборы. Гимны звучат в особо торжественных случаях (приезд глав государств, их прием и проводы, государственные праздники, при награждении победителей на спортивных состязаниях: чемпионатах, олимпиадах и т. д.).  Кроме гимна есть другие символы – особые знаки, символизирующие государство. О них тоже сложены стихотворения (рассказывает ребёнок):

 Флаг

«Белый цвет – березка

Синий – неба цвет,

 Красная полоска – солнечный рассвет».

 Воспитатель: Флаг России называют еще триколором, так как он состоит из трёх цветов. Белый цвет означает добро и красоту, снег, облака, синий – небо, реки и поля, красный – облака.

 Герб России.

«У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу смог.

Сильный, мудрый он и гордый,

 Он – России дух свободный».

 

Воспитанники рассматривают изображение герба на обложке.

Воспитатель: Изображение всадника, поражающего копьем условного врага означает непобедимость и стойкость, победу добра над злом, а образ двуглавого орла — образ солнца, солнечной колесницы.

Изображение герба можно увидеть на монетах, на особо важных государственных документах, а изображение флага на самолётах и автомобилях.

Воспитатель: Зачем нужно изображение герба и флага?

 Дети: Они являются символами, то есть особыми знаками, которые отличают их от монет, автомобилей и самолётов других стран.

Воспитатель демонстрирует на слайде изображение Кремля и Красной площади и звучат стихи (рассказывает ребёнок):

 «Москва – это Красная площадь,

Москва- это стены Кремля,

Москва- это сердце России,

Которая любит тебя».

 Показав на карте Москву, воспитатель объясняет, что у многих людей Москва, как столица нашей Родины тоже является неофициальным символом России.

 3.     Права и обязанности граждан РФ.

Воспитатель: Вот мы говорим закон, основной закон, главный закон. А что такое закон? Закон – это общеобязательные  правила поведения. А какие правила вы знаете?

Дети:   Правила поведения за столом;

            Правила дорожного движения;

            Правила поведения за столом;

            Правила обращения с опасными предметами;

            Правила поведения в опасных для жизни случаях.

 Сюжетно-ролевая игра «Один дома».

Цель: моделирование поведения ребёнка в ситуации опасности и умения быстро реагировать в ситуации пожара, необходимости вызова скорой помощи и наряда полиции.

 Воспитатель: В Конституции Российской Федерации описаны не только правила поведения человека, но и провозглашаются наши права и обязанности. Давайте теперь поближе познакомимся с Конституцией. Пролистайте её, найдите страницу 6, это глава 2.

О правах  тоже есть стихотворения (читает ребёнок):

 «Права есть у взрослого и у ребёнка:

Играть и учиться, мечтать и трудиться

Помочь старику и погладить котёнка

И чистой водой на рассвете умыться

Ребёнок имеет право на счастье,

А также в доме укрыться в ненастье

Ребёнок имеет право гулять

И воздухом чистым всей грудью дышать».

 Воспитатель: Право – это возможность что – либо совершать, делать. Какие права имеет ребёнок? Это – право на жизнь.

 РЕЛАКС: Приложите руку к сердцу. Послушайте, как оно бьется, пульсирует. Почувствуйте, какое оно маленькое! Какое это счастье жить и радоваться, наслаждаться каждой минутой, каждым мгновением жизни! Нужно беречь и ценить свою жизнь, жизнь своих родных и близких.

 Воспитатель: Ребёнок имеет право на семью.

Пальчиковая игра «Моя семья».

 Воспитатель: Ребята, благодаря кому вы родились на свет?

Дети: Маме.

Стихи о маме. Чооду Кара – Куске «Ава деп сос» (рассказывает ребёнок).

«Адаар бижиир, номчуурга – даа,

«Ава» деп сос аажок белен

Ынчагаштын авам сенээ

Ынак болган урен – дир мен».

 Воспитатель: Мама дарит ребенку жизнь – самое дорогое в жизни человека. В первые минуты жизни ребенка родители дают ему имя. Что даёт имя человеку?

«Имя нам дает отраду

Дарит счастье и удачу,

Оттого узнать бы надо,

Что же наше имя значить?»

 Воспитатель: У людей разных национальностей свои неповторимые имена. У нас в группе 2 – Батыя, 2 – Милены, 2 – Валерии, давайте поговорим об именах. Батый – это имя монгольского происхождение, такое имя носил внук Чингис-хана, который завоевал Русь в 1236-1237 годах. Челээш – дословно переводится как «Радуга». Аялга – «мелодия», Светлана – светлая, Начын – «сильный».

Ребёнок имеет право на имя. Если по каким-либо причинам имя, выбранное родителями, не подходит ребёнку, согласно п.1, ст. 59. Семейного Кодекса, исходя из интересов ребенка, органы опеки и попечительства по совместной просьбе родителей, до достижения ребенком возраста 14 лет, вправе изменить имя ребенка.

 Воспитатель: Каждый человек имеет право на образование.

Образование – это приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Всего 4 ступеньки образования:

-Дошкольное.

-Начальное.

-Основное общее образование.

-Среднее общее образование.

Мы находимся на самой первой ступеньке. Мы – дошколята, подготовишки. А готовы ли мы к школе?

Давайте проверим себя, поиграв в игру «Соберём портфель».

 Игра «Собери портфель в школу».

Содержание: Двое дошколят собирают портфели, поочерёдно складывая канцелярские товары, соревнуясь на скорость и аккуратность.

 Воспитатель: Человек имеет право на отдых, мы выбираем сами форму своего досуга. Кто-то спит в свободное время, так как сон – лучший отдых, кто-то выбирает – спорт. Наша воспитанница выбрала спорт – художественную гимнастику, она занимается второй год, и сегодня она продемонстрирует свою подготовку.

Ребёнок показывает номер по художественной гимнастике.

Воспитатель: Спорт позволяет человеку сохранить здоровье. Согласно Конституции каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Как мы бережём, сохраняем и развиваем своё здоровье давайте посмотрим на слайда.

 Просмотр видеоматериалов о системе работы ДОУ по здоровьесберегащей технологии:

1.Утренняя, пальчиковая, дыхательная гимнастика.

2.Витаминизация, прививки.

3.Гимнастика пробуждения: профилактика сколиоза, плоскостопия.

4.«Дорожка здоровья», обливание.

5.Ритмика.

6.Использование средств народной медицины: лук, чеснок, мёд, травяные чаи для профилактики ОРЗ.

 Воспитатель: Кроме прав у нас есть и обязанности:

  1. Соблюдать Конституцию и другие законы страны.
  2. Уважать права и свободы других граждан.
  3. Сохранять природу и окружающий мир.
  4. Беречь памятники природы и культуры.
  5. Платить налоги и сборы.
  6. Защищать страну и своё Отечество.

Чтобы стать защитником своего Отечества нужно готовить себя с детства. Солдат должен быть сильным, мужественным и смелым. Мечтает о службе в российской армии и наш воспитанник. Он второй год тренируется в секции карате и покажет сейчас свою подготовку.

Ребёнок демонстрирует приёмы рукопашного боя.

 Воспитатель: Дорогие ребята, мы познакомились с основными положениями нашего основного закона, закрепили свои знания о государственной символике России, узнали о своих правах и обязанностях. Россия – это огромная, богатая, многонациональная страна. Наша Родина процветать только тогда, когда между всеми гражданами будет мир, согласие и дружба, желание трудиться и защищать Родину.

Ребёнок:

«Что мы родиной зовём?

Дом, в котором мы живём

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы живём

Что мы родиной зовём?

Поле с тонким колоском

Наши праздники и песни

Тёплый вечер под окном

Что мы родиной зовем?

Все, что в сердце бережем

И под небом синим – синим

Флаг России над Кремлем».

 Дети все вместе в кругу, взявшись за руки, поют песню «Россиночка – Россия».