7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад №20 города Кызыла Республики Тыва"

Развитие речи ребёнка в режимных моментах

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад № 20 города Кызыла Республики Тыва»

 

ДОКЛАД

на ГМО средних групп

Тема: «Развитие речи ребенка в режимных моментах»

 

Подготовила: воспитатель Саая У.О.

Кызыл — 2014

Главное направление развитие речи ребенка на пятом году жизни – это освоение связной  монологической речи. Активный словарный запас ребенка обогащается словами, обозначающими качество предметов, действия, которые с ними производятся. Например, как я занимаюсь с детьми: это кукла, с ней мы играем, баюкаем, кормим, укладываем спать и т. д. это стол, он деревянный, за ним сидят, кушают, рисуют, рассматривают книги и т. д.

Дети этого возраста начинают подбирать слова с противоположными значениями, сравнивая предметы и явления. Здесь я применяю игры: «Скажи наоборот» (смелый-трусливый, черный-белый, горячий-холодный и т.д.)

Тигр большой, а мышка  маленькая,  это книга толстая, а это книга тонкая,  Начын высокий, а Ярослав – низкий и т.д.

Речь ребенка становится более связной и последовательной. Для развития связной и последовательной речи применяю сюжетные картинки: что сначала, что потом при этом подсказываю если дети затрудняются. Составляем небольшие рассказы об игрушках.  Например: Это мишка. Он большой, пушистый, мягкий. У него есть голова, глаза, носик, полукруглые ушки, четыре лапы. С ним можно играть.

Вместе с тем в речи детей пятого года встречаются нарушения. Не все дети произносят свистящие, шипящие, сонорные звуки, недостаточно развита интонационная выразительность. Речь детей среднего возраста отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, но объяснить значение слова затрудняются.

 

Рассмотрим содержание речевой работы по основным задачам:

Воспитание звуковой культуры речи

1.Формирование правильного произношения

2.Формирование фонематического восприятия голосового аппарата, речевого дыхания

3.Формирование умения пользоваться темпом речи,

4. Интонационными  средствами выразительности

В этом возрасте важно сформировать и закрепить у детей правильное произношение всех звуков, в том числе свистящих, сонорных, твердых, мягких.

Знакомлю детей с терминами «звук», «слово», помогаю осмыслить выражение «как слово звучит», учу  находить слова сходные и различные по звучанию. Для этого дети выполняют задания на подбор тех или иных игрушек, предметов, картинок в названиях которых есть определенный звук. Например по картинкам: сумка, санки, посуда, песок, лиса, оса и т.д.

Игра «Что лишнее»

Сорока, санки, оса, коса, зайка.

Роза, коза, зима, лиса, зубы.

Учу с детьми чистоговорки, потешки. Шапка да шубка вот и весь Мишутка.

Ша-ша-ша—ша, наша Маша хороша.

Шу-шу-шу-шу, Маше я письмо пишу.

Шо-шо-шо-шо, напишу я хорошо.

Считалки

Шла кукшка мимо леса

За каким-то интересом

Инте-инте-интерес выходи на букву «с».

В инсценировках учу детей говорить разными голосами и с разной интонацией.      В театрализованных играх развиваю умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жесты). Побуждаю детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплащения, предоставляю возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа. Учу чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

В сюжетно – ролевых  играх продолжаю работу по развитию и обогащению сюжетов игр, используя косвенные методы руководства, подвожу детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.

Словарная работа:

Особенное внимание уделяется правильному пониманию ребенком значения слов,  также обогащению активного словаря. В активный словарь вводят названия предметов, их качеств, свойств, действий. Совершенствую  умение сравнивать предметы по внешним признакам. Для этого я применяю дидактические игры, используя следующую литературу:

«Учимся правильно и четко говорить» автор М.А.Лобзякова,  «Организация деятельности детей на прогулке» средняя группа, «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» Е. С. Петрова, Т.И. Петрова.

«Запомни и назови», «Кто что делает?» «Какой предмет из чего сделан», «Назови общее слово», «Чудесный мешочек», «Какая, какой, какое», «Кто что делает», «Для чего нужны предметы», «Скажи наоборот», «Назови ласково».

Связная речь помогает детям при пересказывании литературных произведений. Рассказывая небольшие сказки дети учатся  выразительно передавать диалоги действующих лиц. При  составлении рассказа по картине необходимо подводить детей к сочинению небольшого рассказа, учить составлять рассказы из личного опыта. В начале дети составляют небольшой рассказ по картине с помощью воспитателя, затем это делают с опорой на предложенный им план

(2-3 предложения), а в конце года начинают делать это самостоятельно. При рассказывании об игрушках дети сначала учатся описывать игрушку с помощью вопросов, называя наиболее характерные ее признаки, затем им дают задания на описание предметов, в дальнейшем у детей формируется умение описывать и сравнивать называя характерные признаки предметов. На этой основе дети начинают составлять описания внешности друг друга, одежды и т. д.

Во всех видах занятий, где от ребенка требуется связно пересказывать прочитанное, или составить собственный рассказ, можно использовать наглядный план, где нарисованы или схематически изображены главные персонажи, объекты. Такой план помогает ребенку соблюсти логику пересказываемого произведения и научиться самостоятельно пересказывать его в дальнейшем.

Развитие речи ребенка продолжается во всех режимных моментах. Поэтому речь воспитателя не должна содержать слов паразитов, звучать эмоционально, выразительно, быть грамотной, являться образцом для подражания.