7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад №20 города Кызыла Республики Тыва"

Конспект занятия «Пиаловый узор»

Тема: «Аяк хээзи» («пиаловый узор»)

Цель: познакомить детейс тувинским орнаментом – «Аяк хээзи» на тувинской утвари.

Задачи: обогащение словарного запаса детей, формирование положительной эмоции от занятия, воспитывать любовь и уважение к родным национальным обычаям и традициям, патриотизм, развивать воображение, речь, внимание, память, образное представление.

Методы и приемы: наглядный – показ рисунков орнамента; словесный – объяснение, беседа, вопросы и ответы; игровой – игра «Встречаем гостей»; практический – «Собери узор».

Демонстрационный материал: рисунки – орнаменты «аяк хээзи», тувинские национальные утвари – пиала, когээржик, домбу.

Раздаточный материал: материалы или части от игры «Собери узор»

Предварительная работа: знакомство с бытом и традициями тувинского народа, экскурсия в мини-музей «Юрта».

Словарная работа: орнамент «аяк хээзи», домбу, когээржик.

Ход занятия.

— Дети, давайте встанем в круг и поздороваемся:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дружок!

Мы живем в родном краю –

Всех я вас приветствую!

— Молодцы, а теперь садимся на свои стульчики. Начинаем наше занятие. Вот недавно мы побывали в тувинской национальной жилище …(юрта). Да, правильно.

С давних пор тувинский народ славится гостеприимством. И говорится в этой народной пословице:

«К ветвистому дереву птицы слетаются,

В приветливую юрту народ собирается»

Когда в юрту заходят гости, хозяйка старается угостить  их :

«Кто в юрту войдет, тот чаю попьет»

Они угощали гостей с чаем с молоком и здоровались:

Амыр менди солушкаш,

Аалчымны хундулеп,

Аяк шайым баштады

Ажым-чемим салыр мен.

Хозяйка чай наливала в пиалах. Чай всегда был с молоком. Эти пиалы были очень красивыми, яркими, с орнаментом.

— А кто знает, что такой орнамент? (орнамент – это узор, в котором сочетаются и повторяются элементы)

— А сегодня я вас познакомлю с таким орнаментом, как «Аяк-хээзи»(«пиаловый узор»). Давайте мы с вами повторим «аяк хээзи» (показываю рисунок).

Наши предки давным-давно брали пиалу из корня березы. И эту пиалу клали на бумагу, проводили круглую линию по окружности, получился круг. Внутри его сточки середины рисовали крест с загнутым под прямым углом концами и начинали рисовать узоры.  Так, с помощью обыкновенной деревянной пиалы придуман был знаменитый орнамент «Аяк хээзи».

А позднее начали говорить, что орнамент «Аяк хээзи» отражает солнце, луну, звезду, Большую Медведицу. Вот почему этот орнамент круглый. У них узоры бывают разные: в виде рога, треугольника, изгиб, и т.д.

С тех пор, прошло много-много лет. В настоящее время орнамент «аяк хээзи» используется, как украшение предметов в домашней утвари. Например, это домбу (показ рисунка)-чайник, туда наливали чай; а это когээржик (показ рисунка)- это тоже тувинская утварь типа чайника.

— Вот так появился орнамент «Аяк хээзи». Красиво, дети?

— А теперь, дети, поиграем в игру «Встречаем гостей». Представим, что мы пришли в гости в юрту. Вот эта у нас юрта. Сначала я буду хозяйкой.

— Здравствуйте, дети! Амыр-ла амыр!

— Здравствуйте!

— Проходите, проходите, мои гости дорогие!

Я угощаю детей чаем с молоком в пиалах.

— Чем я вас угощала, дети?

— Каким был чай?

— А из чего мы с вами пили чай?

— А пиалы какие? С каким орнаментом?

— Сейчас поиграем в игру «Собери узор».

Разделить детей на 2 подгруппы. Дать им части разрезанного узора, и предложить им собрать.

Итог:  — С каким с народным орнаментом мы познакомились, дети?

— Какой формы этот орнамент? Почему?

— Вам нравится такой орнамент?

— Вам понравилось занятие?

 

Приложение.