7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад №20 города Кызыла Республики Тыва"

Консультации

Когда следует начинать занятия физкультурой с ребёнком?

 

В данном случае подходит правило «чем   раньше, тем лучше». О физическом развитии ребёнка         необходимо заботиться ещё до     рождения. Если будущая мама          ведёт здоровый образ жизни,        выполняет адекватные её состоянию и возможностям физические нагрузки (ежедневные прогулки, плавание, специальная гимнастика для беременных), правильно питается, закаляется, то значительно больше гарантий, что на свет появится здоровый малыш.

 

 

После рождения ребёнка укрепить его организм помогут массаж и гимнастика, которые можно начать с полутора месяцев. Существует методика оздоровления и физического воспитания младенцев с использованием плавания даже с двухнедельного возраста!

 

Так что, уважаемые мамы и папы, если вы ещё не занялись оздоровлением своих детей средствами физической культуры, у вас есть шанс сделать первый шаг.

 

С чего начать?

 

Ориентируясь на существующие нормативы (далее приведены низшие границы), постарайтесь оценить возможности и способности вашего малыша. К трём годам ребёнок должен бегать со свободными естественными движениями руками по прямой, к семи – быстро и легко бегать между предметами, по ограниченной площади, с препятствиями, спиной вперёд, в умеренном темпе в чередовании с ходьбой (в течение 2-3 мин.), наперегонки (30 м. за 7,2 сек.). К трём годам ребёнок уже может подпрыгивать на месте на двух ногах, к семи – прыгать через скакалку, в длину с места (на 100 см.) и с разбега (на 180 см.), в высоту с разбега (на 50 см.).

Дошкольника можно учить ходить на лыжах, плавать, кататься на двухколёсном велосипеде, самокате, играть в баскетбол, футбол, бадминтон, ручной мяч, то есть всем тому, что интересует его и не противопоказано в дошкольном возрасте. Очень многое зависит от роста и веса ребёнка, его физических возможностей.

Можно завести дневник и отмечать, какие упражнения ребёнок предпочитает, способен ли импровизировать, как быстро устаёт. Вносить в дневник его достижения на каждом возрастном этапе, совместно обсуждать их и радоваться любой победе.

 

Чего нельзя делать в дошкольном возрасте?

 

Нельзя заставлять ребёнка выполнять упражнения, которые ему не нравятся, ведь одних и тех же результатов можно достичь разными средствами. Если ребёнка угнетают пробежки по утрам, то их можно заменить ритмической гимнастикой под музыку. Если мальчика шести лет не устраивают занятия в хореографической студии, предложите ему спортивные игры, плавание. Занятия должны находить эмоциональный отклик в детской душе.

Есть упражнения, которые категорически противопоказаны дошкольникам (или нужно следовать жестким правилам при их выполнении). Это касается некоторых акробатических упражнений, выполняемых в позиции взрослый – ребёнок. Например, поднимая ребёнка, никогда не держите его только за кисти, обязательно целиком за предплечья, так как кости и мышцы запястья ещё недостаточно окрепли. Наиболее безопасно поддерживать за бёдра.

Не рекомендуется висы только на руках, поскольку они дают чрезмерную нагрузку на суставы и весь плечевой пояс. Попробуйте заменить простой вис на смешанный, когда ребёнок упирается во что-то коленями или легко достаёт опоры носками ног. Не позволяйте раскачиваться в висе, если ребёнок не сможет самостоятельно в любой момент встать на ноги.

При обучении лазанью не разрешайте детям выше того уровня, на котором можете их достать (до 2,2 м.) ребёнку старше трёх лет, в совершенстве овладевшему лазаньем, можно позволить подняться выше.

В дошкольном возрасте противопоказаны упражнения с длительным удержанием трудной статичной позы (сед на корточках, руки в стороны). Упражнения должны быть динамичные, с включением в работу мышц-антагонистов.

Не рекомендуется заниматься на тренажёрах и спортивных снарядах, выпускаемых специально для взрослых. Например, вращательное движение вправо-влево на популярном диске «Здоровье» может привести к смещению позвоночных дисков.

Не разрешайте трёхлетнему ребёнку спрыгивать с высоты более20 см, семилетнему – с высоты более40 см. приземление должно быть пружинящим на полусогнутые ноги и выполнять на мягкую основу. Несоблюдение этих правил приводит к перегрузке позвоночника и мощному сотрясению внутренних органов.

 

Спорт или физкультура? Как заинтересовать ребёнка занятиями физкультурой?

В последнее время стало престижным отдавать детей в секции большого тенниса, конного спорта, каратэ и пр. однако не следует забывать, что спорт – это всегда повышенные физические нагрузки, проявление волевых усилий, способность переживать поражения. Может ли ещё не окрепшая психика дошкольника выдержать такие встряски? Если вы хотите, чтобы ребёнок был здоров и счастлив, играйте  с ним! С детьми до семи лет физкультура должна быть игровой. Физические качества (ловкость, быстрота, выносливость, сила), о развитии которых так мечтают многие родители, можно легко развить в совместных играх с ребёнком, а ещё лучше, объединив трёх-четырёх близких по возрасту детей. Только в игре дошкольник может выдержать достаточно продолжительные нагрузки без излишних волевых усилий.

С шести лет целесообразно вводить весёлые соревнования на скорость, ловкость, точность выполняемых действий. И не беда, если ребёнок сегодня проиграл. Похвалите его за проявленное усилие, старание, обязательно нарисуйте радужную перспективу.

Если ребёнок не любит заниматься физкультурой, то искать причины надо не в нем, а в окружающих взрослых. Это может быть связано негативным опытом общения с педагогом, который накричал на него, или с однообразными скучными занятиями, во время которых запрещены смех, общение детей. Это может быть образ жизни, который ежедневно навязывают ребёнку в семье. К шести годам маленькие старички вместе с взрослыми смотрят сериалы, поднимаются на лифте на третий этаж, проезжают одну — две остановки на автобусе до детского сада. Уже к первому классу они становятся инфантильными и ленивыми, их трудно привлечь к занятиям физкультурой.

Проанализируйте все причины, постарайтесь устранить их и начните заниматься вместе с ребёнком. Если вы решили делать зарядку по утрам, подумайте, что может доставить вашему сыну (вашей дочери) радость от совместного общения. Например, придумайте ребёнку роль: сегодня он проснётся тигром, завтра – щенком. Войдя в образ под соответствующую музыку, он с удовольствием будет выполнять простейшие имитационные упражнения в потягивании, поворотах, прыжках и лазанье.

         Если года до четырёх – пяти лет ребенка интересует сам процесс движения, то с шести лет у него появляется интерес к результату. Хвалите его за любые достижения, радуйтесь новым удачам. Если вы выбираете для ребёнка секцию или кружок, познакомьтесь с тренером – педагогом. Выслушайте его требования, поинтересуйтесь содержанием тренировок. Посетите одно – два занятия, чтобы понять стиль общения педагога с детьми и его умение дозировать нагрузку с учетом их    возможностей. Если вы увидите, что для тренера важен  результат подготовки к соревнованиям, желание удовлетворить личные амбиции, найдите другую секцию. Помните: главное – здоровье вашего ребёнка.

 

Они такие разные!

 

Если для девочек привлекательными являются занятия ритмической, художественной гимнастикой, хореографией, фигурным катанием, то для мальчиков – спортивные игры, элементы борьбы, лёгкая атлетика. Однако принадлежность к определённому полу не даёт основания для выбора тех или иных видов упражнений. Всё зависит от интересов и особенности детей.

Чем заниматься с ребёнком, если он полноват и испытывает трудности на занятиях с другими ребятами? Прежде всего, надо подбирать посильные упражнения. Это не значит лёгкие. Ребёнок должен прикладывать определённые усилия и в результате повторений и обязательной положительной оценки добиваться хотя бы небольшого, но положительного результата на каждом занятии.

Какие упражнения предпочтительны для таких детей? Динамичные, интенсивные, разнообразные, игровые. Подойдёт бег с препятствиями, игры с мячом, прыжки через скакалку, лазанье, ходьба на лыжах, плавание, спортивные игры.; упражнения, которые относятся к аэробным (циклические виды движений); игры «Салки», «Выше ноги от земли», «Прятки», «Казаки-разбойники», «Штандер», «Выбивалы» и многие другие.

Не нужно придумывать никаких чудодейственных мер: сбалансированное питание плюс опыт народной физкультуры.

Излишне худым детям (с маминой и бабушкиной точек зрения) надо больше заниматься на открытом воздухе, желательно в природных условиях, чтобы нагонять аппетит.

 

Физкультура в квартире.

 

Часто в загромождённой дорогостоящей квартире ребёнку с его неуёмной энергией нет места. Безусловно, не каждый родитель решиться отодвинуть импортную стенку и поставить перекладину, а тем более разместить спортивный комплекс. Однако крепкое здоровье и хорошее  настроение детей – достойная награда за такую жертву.

Известный специалист в области физического воспитания детей и подростков В.С. Скрипачёв предложил оригинальную конструкцию спортивного комплекса для обычной квартиры. В этом комплексе снаряды расположены таким образом, чтобы получилось гимнастическое дерево: с одного снаряда можно перелезть на два соседних. Предложенная конструкция, которую можно установить на трёх квадратных метрах площади, даёт, по утверждению автора, возможность выполнять более 5000 упражнений-перелазов.

Для того чтобы «стадион в квартире» пользовался популярностью, занятиям надо придать сюжетно-образный характер. Включаясь в сюжет, предложенный родителями или навеянный сказкой, мультфильмом, дошкольники трёх-четырёх лет, имитируя повадки кошки, белочки, обезьянки с удовольствием залезают на верхушку дерева (прячутся от собачки), делают запас орехов и грибов, достают бананы с верхней ветки и т.п.

Если у вас нет возможности соорудить комплекс в квартире, подумайте, где можно разместить основной физкультурно-спортивный инвентарь: турник, лестницу, мяч для прокатывания, дартс, кольцеброс, гимнастическую палку, пластмассовые городки, кегли, а для ребёнка до трёх лет – игрушки-двигатели: забавные автомобили и животные на колёсах.